Анализ работы структурного подразделения «детский сад №1» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы « Центр образования» с. Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области, расположенного по адресу: 446720, Самарская область, с. Шигоны, ул. Советская, д.134
Анализ работы за 2013-2014 учебный год
Структурное подразделение «детский сад №1» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Центр образования» с. Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области, расположенного по адресу: 446720, Самарская область, с. Шигоны, ул. Советская, д.134
функционирует с 1 августа 1975 года. Находится по адресу: село Шигоны, улица Советская дом 134 , является шестигрупповым дошкольным образовательным учреждением:
- группа раннего возраста от 1 до 2 лет;
- 1 младшая группа от 2 до 3 лет;
- 2 младшая группа общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста
от 3 до 4 лет;
- средняя группа общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста
от 4 до 5 лет;
- старшая группа общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста
от 5 до 6 лет;
- подготовительная к школе группа общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет;
Деятельность ДОУ осуществляется на основании закона Российской Федерации «Об образовании», «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» , Международной «Конвенцией о правах ребенка», «Декларацией прав ребенка», «Конституцией РФ», Законом РФ
« Об основных гарантиях ребенка в РФ», Постановлений Министерства образования Российской Федерации, Устава ГБОУ СОШ с. Шигоны, собственными традициями дошкольного учреждения, а также на основании локальных документов.
Целью Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и их индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Основными задачами Учреждения является:
- Охрана физического и психологического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
Одними из основных направлений воспитательно-образовательной деятельности ДОУ является:
Реализация новой общеобразовательной программы в ДОУ осуществляется с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
Структура воспитательного, образовательного и развивающего процессов в ДОУ основывается на образовательных областях:
Социально-коммуникативная;
Познавательная;
Речевая;
Художественно-эстетическая
Физическая
Социально-коммуникативное развитие направлено в ДОУ на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов мира.
Речевая область включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества ; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематический слух у ребёнка.
Художественно-эстетическое область развивает предпосылки ценностно-личностного восприятия у детей понимание произведений искусства (словесные, музыкальные, изобразительные), мир природы, формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, сопереживание персонажам художественных произведений.
Физическая область предназначена формировать становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, понимание ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, становление понимание о некоторых видах спорта.
Характеристика хозяйственной деятельности
На 1 сентября 2014 года дошкольное образовательное учреждение посещают 139 воспитанников.
За прошедший 2013-2014 учебный год силами сотрудников и родителей проведен частичный косметический ремонт всего учреждения. На участке структурного подразделения реконструированы летнии веранды.
В структурном подразделении имеются технические средства: телевизор, DVD- плейер, музыкальный центр, компьютеры, сканер, принтер (цветной, чёрно-белый). Каждая группа в течение года получила новое оборудование и игрушки. Методический кабинет был пополнен дидактическим материалом, отвечающим ФГОС .Имеется достаточное количество методической литературы и учебно-наглядных пособий для обеспечения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Анализ активности педагогических работников в методической работе
Педагоги Структурного подразделения «детский сад №1» ГБОУ СОШ с. Шигоны принимают активное участие в методической работе не только внутри ДОУ, но и на уровне округа, в работе методических объединений . В 2013-2014 уч.г. воспитатели : Бабурова Л.М., Иркина И.Н., Федосеева Е.И, участвовали в проведении окружных семинаров в рамках работы методических объединений педагогических работников Западного образовательного округа . Воспитатели представили педагогический опыт работы в виде презентации : Бабурова Л.М. « Развитие двигательной активности дошкольников» ,Иркина И.Н. «Использование бросового материала для сенсорного развития детей раннего возраста», Федосеева Е.И. « Развитие формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ».
Воспитатель Иркина И.Н. за проведение мастер-класса по теме « Тестопластика» была награждена сертификатом участника и грамотой за лучший мастер-класс.
В 2013-2014 учебном году коллектив педагогов работал над следующими задачами :
- Совершенствовать работу по сохранению психофизического здоровья ребёнка посредствам повышения комфортного пребывания ребёнка в ДОУ и эффективности оздоровительной работы.
- Развитие связной речи детей (диалогическую, монологическую формы) в разных видах детской деятельности (реализация образовательной области «Коммуникация»)
- Продолжать способствовать развитию у детей художественно-творческих способностей через интеграцию различных видов детской деятельности.
Контрольно-аналитическая деятельность.
В течение учебного года были проведены различные формы контрольно- аналитическая деятельность :
Оперативный контроль : Адаптация в группе раннего возраста, Соблюдение гигиены питания в осенний период, Работа педагога по формированию у детей знаний о правилах дорожного движения …
Систематический контроль : Учебно-воспитательный процесс, уровень знаний, умений навыков детей, Планирование индивидуальной работы с детьми и педагогами, Соблюдение санитарного состояния пищеблока..
Тематический контроль : Эффективность работы в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей, Развитие речи детей в условиях ДОУ, развитие творческих способностей детей через интеграцию различных видов детской деятельности.
Тематический контроль тесно связана с реализацией годовых задач ДОУ. Результаты проверок выявили положительные моменты в работе коллектива ДОУ по созданию в группе необходимых условий для реализации поставленных задач . Предметно-развивающая среда групп пополнилась новыми спортивными атрибутами , приобретенными и изготовленными руками педагогов и родителей (массажёры , султанчики, ленты, маски, мячи…)
Контроль с целью выявления эффективности работы воспитателей по просвещению родителей о здоровьесбережении показал, что работа ведется в качестве консультаций ( Как приучить ребёнка делать зарядку, Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни, артикуляционная гимнастика для малышей) и папок-передвижок «Воспитание культурно-гигиенических навыков» воспитатель Иркина И.Н., «В здоровом теле – здоровый дух» воспитатель Рябова Л.В.»
Для реализации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ были созданы следующие условия:
1. Здоровьесберегающее пространство (физкультурный зал, спортивные уголки в каждой возрастной группе , спортивная площадка);
2. Разработаны и проведены: анкеты для родителей, листы здоровья, сценарии оздоровительных мероприятий, методические рекомендации для родителей, подборка различных комплексов утренней гимнастики, мониторинг здоровьесбережения;
3. Внедрение интерактивных форм взаимодействия с родителями:
- совместные спортивные праздники , спортивные досуги, Дни здоровья…
- использование инновационных технологий: разработаны газеты для родителей
« Витамины и дети», «Закаливание круглый год» .
Педагоги систематизировали свои знания путем изучения материалов по данному направлению, привлекали родителей к совместным спортивным мероприятиям.
Результатом работы воспитателей стало :
Родители стали больше уделять внимания на развитие двигательной активности детей, заботе о здоровье, проведению профилактических мероприятий с детьми по всем оздоровительным направлениям. Но вместе с тем, остались еще проблемы, нуждающиеся в решении:
1. Необходимо совершенствовать работу по физкультурно-оздоровительному направлению среди родителей.
2. Необходимо доработать дидактический материал и приобрести оборудование для спортивных уголков в каждой группе.
2) Для реализации годовой задачи по развитию речи в нашем дошкольном учреждении созданы условия для организации и проведения работы по развитию связной монологической и диалогической речи:
обеспечена развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ;
осуществляется взаимосвязь воспитателей и педагогов в работе над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
повышается профессиональный рост педагогов в вопросах речевого развития дошкольников (курсы);
привлекаются родители к речевому воспитанию детей.
В методическом кабинете создан каталог педагогической литературы по теме речевого развития дошкольников, дидактические пособия, наборы картин и иллюстраций на различную тематику, дидактические игры направленные на развитие речи, разнообразные технические средства обучения (компьютер, видеоплеер, музыкальный центр, большой экран).
Для осуществления образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО разработано комплексно-тематическое планирование на целый год, в котором представлены перспективные планы занятий по развитию речи, по всем возрастным группам, которые базируются на принципах интеграции, систематичности, последовательности, а также конспекты занятий. Программные задачи каждого занятия сформулированы конкретно, подробно, указана предварительная работа, которую необходимо провести к каждому занятию. Занятия и индивидуальная работа с детьми по развитию речи подкреплялась вовлечением родителей в активные группу , желающих помочь, освоению речи у детей. Так для родителей выставляются консультации о методах развития монологической речи»
Анализируя трудности в обучении детей начальной школы, обратили наше внимание на то, что младшие школьники не справляются с заданиями составления рассказов (сочинений) и презентаций, пересказа текстов. То есть задача развития умений связных высказываний у дошкольников остается актуальной.
Задача совершенствования деятельности в этом направлении в следующем учебном году найдет своё решение в работе всего педагогического коллектива по единой методической теме «Развитие связной речи дошкольников». Мы планируем провести как теоретические, так и практические занятия – мастер-классы, а также разработать методические информационные карты по разделу для каждой возрастной группы, создать банк видеоматериалов (занятия, совместная деятельность) и провести мониторинг результативности.
3) Для формирования у детей художественно-творческих способностей , были выбраны направления работы педагогов с детьми:
- Ознакомление с предметным миром, миром людей и природы через произведения изобразительного искусства, художественной литературы и музыки.
- Вовлечение детей в различные виды художественно-творческой деятельности (художественно-речевая, изобразительная, музыкальная, театрализованная).
- Ознакомление с разными видами, жанрами и средствами выразительности искусства (музыка, художественная литература, изобразительное и театральное искусство).
- Становление эстетической развивающей среды.
Для реализации годовой задачи по освоению художественно-эстетического восприятия детьми окружающего мира, в ДОУ было приобретено множество различного демонстрационного материала на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Картины и иллюстрации познакомили детей с шедеврами мировой живописи, с репродукциями картин русских художников (Шишкин И.И, Васнецов В.М., Васильев Ф.А. …). В группах оборудованы уголки для изобразительной, театрализованной и музыкальной деятельности. В целях развития творческого потенциала воспитанников, педагоги широко используют нетрадиционные методы и средства обучения детей.
Музыкальный руководитель совместно с детьми изготовили из подручных средств шумовые инструменты, которые использовали в работе детского оркестра. У детей развиваются такие навыки как: чувство ритма, чувство ансамбля, качества характера: ответственность, сопереживание друг другу, реализуются потребности в эмоциональном самовыражении. Под руководством воспитателей Иркиной И.Н., Рябовой Л.В.,Мочайкиной А.В., Бабуровой Л.М., Балдиной Д.С. дети освоили разнообразные нетрадиционные техники рисования: «По сырому», «Кляксография», «Набрызгивание» используя при этом разные изосредства: полусухой кистью, пастелью, пальчиковые, тампоны, оттиск, примакивание и т.д. Анализируя детскую продуктивную деятельность можно констатировать развитие творческого воображения у детей, повышение уровня техники изобразительной деятельности, уровня саморегуляции, ответственности. Исходя из необходимости развития художественно-эстетического восприятия у детей, было решено работать по данной задаче и в 2014-2015 учебном году.
Таким образом, анализ работ педагогического коллектива за истекший период позволил наметить приоритетные направления на 2014-2015 учебный год.
- Использовать интегрированные формы работы с родителями в создании целостной системы дифференцированного психолого-педагогического просвещения родителей в сохранении здоровья детей.
- Продолжить развивать речевые и коммуникативные умения дошкольников в непосредственно образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми на основе комплексного подхода.
- Создать условия для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
|