Семинар – практикум.
«Играем с пальчиками».
Цель: сформировать элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка, о способах профилактики плоскостопия у детей. Научить элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», развивать внимание, память, воображение. Материал: аудиозапись М.Н. Протасов «Еду к бабушке», «дорожки здоровья».
Ход игрового занятия родителей вместе с детьми:
Родители сидят полукругом, перед ними – дети.
Воспитатель: - Что умеют ваши пальчики на руках и ногах? (рисовать, лепить, держать ложку, играть, шалить).
Воспитатель: - А хотите узнать, что еще могут ваши пальчики? (Да). Тогда мы отправляемся в путешествие. Но сначала нужно подготовиться.
Дети и взрослые выполняют самомассаж тела.
- Вы готовы, глазки? - Да! - Вы готовы, ушки? - Да! - Вы готовы, ручки? - Да! - Вы готовы, ножки? - Да! - Вы готовы? - Да!
Поглаживают веки глаз. Смотрят в «бинокль». Поглаживают уши. Прикладывают ладони к ушам. Поглаживают кисти рук. Хлопают в ладоши. Поглаживают ноги. Топают. Разводят руки в стороны. Обнимают себя руками. - А теперь мы садимся в поезд и отправляемся в путешествие.
Звучит аудиозапись «Еду к бабушке», дети и родители двигаются друг за другом. Воспитатель: Первая станция «Лесная» .В лесу мы встретили зайчика (показывает игрушку). Проводится подвижная игра «Зайка беленький». Зайка беленький сидит И ушами шевелит. Дети согласовывают слова с движениями Вот так, вот так И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Вот так, вот так Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Прыг-скок, прыг-скок Надо зайке поскакать. Зайку кто-то напугал. Зайка прыг и убежал. Вторая станция «Театральная».
Ребенок располагается на руках своего родителя.
Воспитатель: - А вы знаете, что пальчики умеют изображать животных и птиц? Воспитатель показывает сюжетные пальчиковые упражнения, а участники повторяют. «Петушок». Петушок стоит весь яркий Гребешок он чистит лапкой. «Гусь». Гусь стоит и все гогочет, Ущипнуть себя он хочет. «Бобры». Идут бобры в сыры боры. «Сороконожки». Слишком много ножек у сороконожек.
Воспитатель: -Пальчиковые игры со скороговорками помогают развивать речь ребенка, почувствовать ритм. Станция «Игровая».
Воспитатель: - Сейчас мы с детьми покажем пальчиковые игры со стихами. Они способствуют развитию речи, памяти, внимания, мимики и пантомимики детей. Проводится пальчиковая игра «Елочка». Перед нами ёлочка: Шишечки, Иголки, Шарики, Фонарики. Зайчики, И свечки, Звезды, Человечки.Дети поднимают руки и соединяют кончики пальцев. Кулачки, Пальчики, Соединяют большой и указательный пальцы, Вращают кисти рук Показывают ушки, Прижимают ладони друг к другу. Прижимают ладони друг к другу, и раздвигают пальцы. Ставят средний и указательный пальцы на колени. - В лесу много зверей, давайте угостим их пирожками Проводится пальчиковая игра «Пирожки». Я пеку, пеку, пеку Дети хлопают в ладошки. Всем друзьям по пирожку: Пирожок для мышки, Поочередно загибают Для заиньки малышки, пальчики. Для лягушки пирожок. Мишка, съешь и ты дружок! Пирожок тебе, лиса. Очень вкусная игра! Дети хлопают в ладошки.
Воспитатель: - Пальчики наши очень любят играть в прятки. Проводится пальчиковая игра «Прятки». В прятки пальчики играли И головки убирали. Вот так, вот так! И головки убиралиПоочередно сгибают пальцы на руках Наши пальчики умеют показывать сказку. Проводится пальчиковая игра «Гном». Кто живет под потолком? Гном! У него есть борода? Да! И манишка, и жилет? Нет! Как встаёт он по утрам? Сам! Кто с ним утром кофе пьет? Кот! Кто там бегает вдоль крыш? Мышь! Ну, а как ее зовут? Скрут! Он капризничает, да? Никогда!Руки разводят в стороны. Показ колпачка над головой. Руки в стороны. Показ бороды руками. Показ. Руки на поясе, топнуть ногой. Показ усов. Показ ушей Пальцы сцеплены в замок. Грозят пальчиком. Воспитатель: - Поехали дальше, следующая станция «Массажная». Проводит медсестра д/с Трифонова Е.А.: - Я сегодня хочу познакомить вас с точечным массажем. Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж оказывает возбуждающее или тормозящее влияние, особенно в игровой форме. Сейчас мы с вами выполним массаж по профилактике простудных заболеваний. «Грудку мы слегка надавим, Потом грудку мы потрем Шейку гладить мы начнем, Сзади косточку найдем И под косточкой помнем. Носик вычистим вот так, Мы над глазками надавим, Ушки мы потрем слегка. Каждый пальчик разотрем Здесь вот ямочку найдем».
Воспитатель: - Едем дальше. Впереди станция «Оздоровительная».
Проводит физрук Клишина Н.А.
Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, ходить босиком по грунту, катание на велосипеде. - Сейчас мы с детьми походим по «дорожкам здоровья». Дорожки со следами из меха, пуговиц, клеенки, поролона, пенопласта. Дети садятся в поезд и едут домой.
Воспитатель: - Наше путешествие закончилось. Вы сегодня смогли убедиться, что пальчики рук и ног могут играть, изображать животных, показывать театр. Играть с пальчиками рук и ног вы сможете с родителями и друзьями дома, в гостях, на улице. Пальчиковая гимнастика способствует овладению навыками мелкой моторики, помогает развивать речь, повышает работоспособность коры головного мозга, развивает у ребенка мышление, внимание, память, воображение, снимает тревожность. |